Реечный механизм является простой, недорогой и сравнительно легкой для установки системой рулевого управления. Такое сочетание качеств делает его наиболее распространенным видом рулевого механизма, используемого на легковых автомобилях, «паркетных внедорожниках» и легких грузовиках. Так же, как при эксплуатации любого другого механизма, знание устройства, принципов работы и наиболее вероятных поломок реечной передачи поможет вам сохранить массу времени и денег. В частности, вентиляционная трубка (сапун) между крайними упорами механизма является важной составной частью для его правильной работы.
Устройство реечного механизма рулевого управления
На нижний конец рулевой колонки посажена ведущая шестерня. Это круглый вращающийся элемент с множеством зубьев. Правильное название этого устройства – «вал зубчатой передачи». Он находится внутри цилиндрической закрытой камеры, а именно в картере рейки рулевого управления. Шестерня входит в зацепление с зубьями реечного механизма, расположенного на длинной плоской рейке, полное название которой – это рулевая рейка, но сокращенное для простоты до рейки. Соединительные тяги на каждом из концов рейки соединены с рулевыми сошками, которые поворачивают колеса. Соединительные тяги обычно заключены в закрытый кожух в виде гармошки или мехов, предохраняющий их от загрязнения работающих частей.
Назначение устройства
При вращении рулевого колеса вращаются рулевая колонка и шестерня, расположенные у ее основания. Вращательное движение преобразуется в поступательное движение, иногда называемое поперечным. Оно возникает от взаимодействия шестерни с плоской рейкой. При вращении зубьев шестерни они толкают рейку из стороны в сторону.
Меха и сапун
Меха, расположенные по обеим сторонам реечного механизма, закреплены хомутами. Если в механизме не будет предусмотрена вентиляция, то воздух внутри кожуха при выполнении поворота будет сжиматься у одной из сторон и разорвет меха так, будто это воздушный шарик. В то же самое время с противоположной стороны рейки не должно создаваться разрежение, иначе меха будут втягиваться внутрь и повреждаться движущимися частями. Для борьбы с этими явлениями невозможно использовать окружающий воздух, так как он загрязнен пылью и песком, возникающими при движении автомобиля. Эти частицы загрязнения со временем неизбежно попадут в механизмы, находящиеся под кожухами. Решением проблемы является сапун, расположенный между двумя мехами. С его помощью избыточный воздух, возникающий внутри механизма, попадает наружу, предохраняя меха от разрушения. При движении по прямой сапун уравнивает давление воздуха c обеих сторон механизма.
Совет по предохранению от вероятных проблем
Исправное состояние мехов, сапуна и хомутов очень важно. Все эти части механизма подвергаются постоянному износу и старению. В частности, меха часто лопаются в складках их гофрированного дизайна. Изношенные части должны быть заменены, иначе загрязнение попадет в места работающего механизма, где особенно важны хорошая смазка и соблюдение зазоров между деталями.